Александр
"Зигги" Кутинов: Хочу
делать качественную,
красивую попсовую музыку
"НТО
Рецепт", "Пан
Гималайский"
Зеф:
Саша, насколько я знаю, помимо
"Рецепта"
существует и твой
собственный музыкальный
проект. Расскажи о нем.
Зигги: Этот проект
называется "Пан
Гималайский". За год
он проделал некоторую
эволюцию, даже не успев выйти
на широкую публику.
Первоначально я хотел
сделать своего рода вариант
UB-40, этакий электронный регги.
Не то, чтобы мне очень
нравился этот стиль, просто
хотелось приглашать разных
интересных музыкантов,
играть приятную реггейную
музыку, делая ее на
компьютере. Поводом стал
проект "Депеша для Depeche Mode",
для которого я, в домашних
условиях, записал версию Black
Celebration. Эта вещь была тепло
принята, хотя я был наименее
именитым из участников
проекта. Именно тогда и
появилось название "Пан
Гималайский". Дело в том,
что моя вещь самым жутким
образом выбивалась из общей
массы материала записанного
на этом сборнике. Там была
херова туча разных известных
музыкантов, которые, как
правило, изо всех сил
пытались в точности
повторить оригинал. А я
сделал веселый регги-вариант
одной из самых мрачных песен
Depeche Mode и это было воспринято
очень хорошо. Сразу началась
какая-то мифология, все
почему-то решили, что "Пан
Гималайский" - это группа с
Украины. На финальном
концерте так и объявили. Но на
этом с регги дело и
закончилось. Я понял, что во-первых,
у меня не очень хорошо
получается, а во-вторых,
тащить то что получается на
широкую сцену нет смысла,
поскольку существуют
граждане, которые делают то
же самое, но в сто раз лучше. В-третьих,
работать с сэмплами, делать
чисто электронную музыку я не
очень-то умею, надо брать
хорошего ди-джея,
электронщика. И наконец, я
подумал, что регги, несмотря
на свою модность на Западе, у
нас
довольно ограниченный вид
искусства, и решил сменить
стиль. После этого я записал
на компьютере несколько демо-версий
и предложил их своему старому
знакомому, Павлу Есенину.
Когда-то мы были достаточно
хорошими друзьями. За год-полтора
он прошел путь от никого до
создателя Шуры и группы Hi-Fi,
то есть в общем-то стал стар-мейкером.
Я сказал ему, что хочу сделать
сольный альбом и спросил,
сколько стоит у него
записаться. И предложил ему
двести долларов. На что он
засмеялся, и сказал, что если
ему что-то понравится, то он
запишет меня бесплатно, а
если нет - извини. В итоге ему
понравилась одна песня "Бедная
Анна", которую мы и
записали. Вещь получилась
достаточно симпатичная,
стилистически это такой
английский синти-поп, вроде
Erasure или Pet Shop Boys, такая
мелодичная попсовая музыка
романтической
направленности. Её без особых
сложностей взяли в жесткую
ротацию на "Радио Рокс".
Может быть повезло в том, что
у них в это время поменялся
формат, и они стали
танцевальной станцией, делая
упор не на техно, а на диско,
фанк и другие традиционные
танцевальные стили. Вещь даже
пользовалась определенной
локальной популярностью. В
это же время я познакомился с
одним режиссером, Кириллом
Злотником, который, в
частности снял клип "Деньги"
для "Маркшейдер Кунст",
"Катись, колесо" для "Сплина",
и много чего еще. Короче,
модный режиссер, который
стоит не меньше, чем какой-нибудь
Хлебородов. История была такя
же: он сказал что если ему
понравится музыка, то клип он
сделает практически
бесплатно, за вычетом каких-то
технических расходов. Мы
сняли клип, который сейчас
находится в процессе монтажа.
По знакомству был
задействован театр "Модерн",
его декорации и реквизит.
Сделано все в эстетике немого
кино, с костюмами,
преувеличным гримом, на черно-белой
пленке. Одновременно я
продолжал рассылать демо-версии
и кое-кто клюнул. В частности,
Александр Бесстужев,
звукорежиссер и продюссер. Он
делает проект с рабочим
названием "Летят журавли"
- современные обработки песен
из советских кинофильмов. С
ним мы записали вещь которая
называется "На дальней
станции сойду - трава по пояс".
Регги-версия. Я думаю это тоже
будет под маркой "Пан
Гималайский". И вот
буквально сегодня с Павлом
Есениным мы закончили вещь на
которую будет делаться
ставка, она называется Santa
Maria. Как "Пан
Гималайский" я уже вполне
успешно выступал в
нескольких клубах, в том
числе и не самых отстойных,
как честный советский
попсовик, под фанеру. Набрать
группу - не проблема, но это со
временем.
Еще
как "Пан Гималайский" я
пишу музыку к паре фильмов.
Один из них довольно попсовый,
такая одноразовая комедия, а
второй наоборот, авторский
фильм, такой макроклип, где
музыка играет очень важную
роль. Я возлагаю на этот
проект большие надежды. По
сравнению с "НТО Рецепт"
он, конечно, намного более
попсовый, но эта музыка тем не
менее очень сильно
отличается от обычной
советской эстрады. Идеология
новой волны и синти-попа у нас
оказалась обойденной. В этом
направлении никто не работал.
Зеф: Рассмотрим
вариант успешного развития
проекта. Какую "большую
цель" ты себе ставишь?
Зигги: Донести все
что придумано и написано до
более широкой, чем клубная,
публики. И еще очень хотелось
бы поработать с разными
интересными музыкантами. А
если уж совсем глобально, то
постараться вывести поп-музыку
на новый уровень, уйти от
какого-то ресторанства. Хочу
делать качественную,
красивую попсовую музыку.Кстати,
меня есть еще один небольшой
побочный проект, российско-американский,
в котором играет несколько
музыкантов "НТО Рецепт".
Называется "Мамбо-Джа".
Это исполнение почти
исключительно каверов
реггейной и латинской
направленности, веселая,
зажигательная музыка. В
первый раз мы планируем
выступить на дне рождения
Боба Марли. Там участвует
очень приятный американский
человек, зовут его Филлип. Он
играет на виолончели и пишет
дисертацию по Скрябину, но в
силу своего негритянского
происхождения он не может
молчать. Вокалировать мы
будем с ним на пару. У него
есть замечательная
электрическая виолончель,
как у Стинга.
Зеф: Вернемся к судьбе
"НТО Рецепт".
Мне кажется, что сейчас
группа, скажем так, угасает.
Зигги: Это не совсем
так. У нас были тяжелые
времена, от нас ушел
барабанщик. Ушел на большие
деньги, в группу "Туманные
Стоны". Никаких обид - все
понятно, он зарабатывет
деньги своей игрой и играет
хорошо. И считает, что его
работа должна хорошо
оплачиваться, и это правильно.
Есть проблемы с
репитиционной базой. Потом
наш директор,
Таня, как это бывает с
женщинами, родила. Ей тоже не
до нас. Мы играем по старым
наработкам, по клубам, где нас
знают. С другой сотроны, у
каждого из нас есть сольные
проекты. На мой взгляд, это
тоже нормально. Такой период
есть в жизни каждой группы.
Сейчас, буквально в последние
недели, у нас появился новый
барабанщик, мы начали делать
новую программу немного в
другом стиле, более жестком,
ориентированном на гитару,
более простую ритмически, но
с
красивыми мелодиями. Группа
существует, мы выступаем. В
ближайшее время должен выйти
будет часовой альбом "Домой,
в Мелитополь", правда, на
кассете. Там будут очень
интересные вещи, в частности,
трек с вокалом Дмитрия
Александровича Пригова,
несколько концертных записей,
будет "Белизна", на
которую был снят наш первый
клип, и многое другое. Я
считаю, что самое страшное мы
уже пережили. И думаю, что уже
к весне мы придем в полную
норму.
Зеф: Мне всегда
казалось, что "Рецепт" -
группа с очень большим
потенциалом. И сравнительно с
этим потенциалом достижения
кажутся достаточно скромными.
Широкая известность в узких
кругах и просто известность -
это согласись, далеко не одно
и то же. Что помешало сделать
этот качественный скачок?
Зигги: Прежде всего,
я связываю это с отсутствием
грамотного промоушна. Все
наши директора, к которым я
очень хорошо отношусь, были
милыми людьми но не обладали
достаточным
профессионализмом, и не
слишком энергично нас
раскручивали. В истории
группы было несколько
взлетов - мы играли по три
концерта в неделю, ездили на
гастроли, нас узнавали на
улице, казалось, что еще вот
чуть-чуть... Но этого "чуть"
и не происходило.
Зеф: Может быть была
и внутренняя причина, скажем,
неумение
мобилизоваться?
Зигги: Может быть мы
сами где-то что-то недоделали...
Очень часто,
как раз в те моменты когда
нужно было ковать железо,
начиналась пробуксовка, кто-то
невовремя впадал в запой, или
это совпадало с закрытием
сезона. Возможно дело в том,
что у группы нет человека,
который ее держит. И если кто-то
один начинает пробуксовывать,
он тянет всех за собой. Я
думаю, это совокупность
причин. Но я не теряю надежды,
что группа выйдет к более
широкому слушателю.
Зеф: И еще вопрос.
Как ты оцениваешь то, что
происходит с музыкой в
Зеленограде?
Зигги: Если брать
"китов", то начать надо с Желанной.
Я не считаю ее "зеленоградским"
музыкантом, она уже гражданин
мира. Я думаю, она одна из
сильнейших исполнительниц,
как минимум, в России. Её
последний альбом, "Иноземец"
- просто шикарный,
европейского уровня. Я ее
слушаю не потому, что она из
Зеленограда, а просто потому
что мне нравится. Что
касается "Ганди",
то мне эта группа тоже
симпатична, мы вместе
начинали и как-то все время
шли бок о бок. Группа пережила,
пожалуй, даже больше
потрясений, чем мы, может быть
менее драматических, но они
меняли состав, меняли
репертуар. И то, что "Ганди"
сейчас в отличной форме,
нашли свой очень интересный
стиль - это радует. Насчет
группы "Куба" -
у них есть определенный
потенциал, но эта их
беспринципность... И фигура
Аллы на сцене
вызывает много вопросов. Я
очень хорошо отношусь к ней,
как к человеку, но это не одно
и то же. Последний фестиваль
показал, что в городе
огромное количество групп,
среди которых есть люди
совсем не
бесталанные. В первую очередь,
"Сонм", "Яды",
"Праздник Револьвера".
Всего же в Зеленограде
под сорок групп разного
достоинства, причем играющих,
как правило, музыку в высшей
степени живую - панк, грандж, и
не боящихся
экспериментировать. Я считаю
что потенциал есть, и о
зеленоградском роке можно
говорить.
Зафар
Хашимов |