Доктор Рожков: из любви к искусству
24 октября 2003 г.
Увеличить в отдельном окнеЭтого человека трудно не приметить в прямых перспективах родного города – уж очень он фактурный. Огромный рост, внушительная комплекция, очки, мягкий голос, который он специально приглушает, потому что на самом деле голос его – трубный.
Его знают все городские музыканты и околотусовочная публика как директора зеленоградского рок-клуба. Он устраивает зеленоградские рок-фестивали и концерты городских рок-групп. Он доктор Центра медицины катастроф. То есть человек, который спасает людей в самых экстремальных ситуациях. Он имеет правительственные ордена и медали, которые никогда не надевает…


Это лишь некоторые факты его биографии. Однако и по ним можно догадаться, что Константин РОЖКОВ – личность незаурядная во всех отношениях. Нюансы его жизни примечательны и интересны, если задаться целью подробно их описать – получится целая книга. Для газеты – это жизнь по кусочкам…
Не удивляйтесь, в этой статье о музыке будет немного. По иронии судьбы директор зеленоградского рок-клуба Рожков совсем не музыкант, а прежде всего доктор.

Хотел в ихтиологи, а попал на БАМ.
В рассказах о человеке без детско-отроческих нюансов не обойтись. Он был первым младенцем, родившимся в корпусе №338: родители получили квартиру, и мама сразу отправилась в роддом. Родился под знаком Рыб и в детстве, что характерно, мечтал стать ихтиологом. Частенько ночевал в ординаторской горбольницы, поскольку мама-врач (одна из первых терапевтов, приехавших в Зеленоград) брала на дежурство с собой (а куда девать ребёнка?..). Юный Костя, выбирая между рыбами, животными и людьми, подрос и твёрдо решил остановиться на людях – поступил в медицинское училище.
Судя по всему, Костя был вполне общительный и общественный, идеалистически настроенный молодой человек. Пока не сходил в армию…
- Не преувеличивая, для меня армия – дело святое, так я был воспитан. Помню, подростком просто балдел от передачи «Служу Советскому Союзу», мне в самом деле хотелось служить. Но случилось так, что в 1985-м, со второго курса медучилища, меня забрали служить на строительство БАМа. Это отдельная и очень тяжёлая тема. Могу сказать только, что из десяти ребят-москвичей, которые служили вместе со мной, назад вернулись только четверо: остальные покончили с собой. Дело было даже не в чудовищных условиях, вшах, гнилых язвах и зеках, которых туда пригнали… Просто там солдат за людей не считали вообще. Мы с ребятами просились оттуда в Афганистан, писали один за другим заявления. Замполит на это произносил: «Вы хотите легко сдохнуть? Будете - долго и здесь»… Конечно, не всем «повезло» попасть в «чёрный батальон», но у меня так случилось. То, что я увидел на Дальнем востоке, в корне изменило всё моё мировоззрение.
Кстати, родина не забыла солдата – Костя получил от Президиума Верховного совета РСФСР медаль «За строительство БАМа». Правда, через два года после возвращения…

Норд-Ост, «Крылья» и...
Наверное, это был первый тяжкий урок персональной «школы жизни» для Кости Рожкова. Дальше пошло отнюдь не легче, но – по собственному выбору… Закончив медучилище №28 (единственное, где готовят фельдшеров «Скорой», называемое также «4-м мединститутом»), Костя пошёл работать санитаром в институт им. Склифосовского. Считает, что ему повезло: это высокая профессиональная школа, где экстренно оперируется всё – от аппендицита до тяжёлого ранения сердца, - и работают «золотые медицинские руки», спасающие людей.
В арсенале медицинской биографии Кости – работа в суицидальной токсикологической реанимации «Склифа». В это отделение привозили тех, кто пытался сводить счёты с собственной жизнью самыми изощрёнными способами. Там были решётки на окнах и шоковый зал с привязанными к кровати неудавшимися самоубийцами. Костя возвращал их обратно. А ушёл из этого страшного места не потому, что стало тяжело, а потому, что влюбился без взаимности…
Далее – работа фельдшером «Скорой помощи» в Зеленограде. Подстанция нуждалась в срочной психиатрической бригаде, и по всему городу нашли четырёх здоровых (во всех отношениях) сотрудников, среди них и Костю, благо, рост и комплекция вполне подходили.
- Я уже отработал в «Скорой» три года, когда, в 1993-м, произошла эта история. Мы с бригадой везли на машине по «Ленинградке» двух тяжёлых психических больных и увидели… что-то похожее на атомный гриб. На нас катились огромные клубы огня и чёрного дыма. как оказалось, перед нами взорвался бензовоз, в котором ехали мужчина лет 40 и 18-летний парень. Мы вытащили их. мужчина был обожжён полностью и безнадёжен, у парня 80%-й ожог тела - с таким тоже не выживают… Но мы должны были хотя бы попытаться их спасти – реанимировали 40 минут, с одной капельницей и двумя «психами» в машине… Удивительно, но спустя 8 лет я увидел этого парня по ТВ во «Времечке» - он всё-таки выжил, перенес несколько десятков пластических операций… Для меня это было потрясением. И очередным знаком судьбы: там, на месте катастрофы, я познакомился с врачами из «Медицины катастроф», которые подъехали позже и увидели происходящее. Ровно через 3 дня меня пригласили туда работать.
В те времена, о которых рассказывает Костя, «Медицина катастроф» состояла из одной бригады экстренной помощи, сейчас это огромный научно-практический центр, курируемый Правительством Москвы. За 10 лет работы в «Медицине катастроф» доктор Рожков выполнял свой медицинский долг на всех официально именуемых чрезвычайными ситуациях, происходивших в Москве. Взрывы в метро, разминирования, теракты, взрывы домов, - этот скорбный список помнят все… Костя был первым медиком, оказавшим помощь пострадавшим при страшных терактах на Котляковском кладбище и в Тушине на фестивале «Крылья». Он дежурил три страшных дня возле захваченного террористами ДК на Дубровке.
- Меня часто спрашивали: «Неужели нельзя было обойтись без такого количества невинных жертв?». Нельзя. Погибнуть, поверьте, с огромной вероятностью могли все. Есть такая статистика, подтверждённая мировой практикой, – 30% человеческих потерь в подобных ситуациях являются нормой. На Дубровке их было меньше.
Константин Рожков из тех, кто выбирает самые мучительные стороны жизни, где каждый день кровь, слёзы, смерть. И спасённые врачом Рожковым люди. Наверное, он не может иначе.

Музыкант из меня никакой
И всё же, всё же… Без музыки никак не обойтись.
Те, кому за 30 и больше, поймут, о чём я пишу. всё начиналось с кусочков «не нашей» музыки, перепадавших в условиях советской информационной блокады по радио, ТВ и с виниловых дисков, привезённых блатными друзьями. Кому что перепадало – то и любили… Костя, например, сначала проникся «Бони М». А родители были всячески против, воспитывали высокой классикой с обязательными посещениями филармонии Большого театра. Сын, однако, ночами не спал и слушал вражеские хрипы Би-би-си. Сева Новгородцев рассказывал ему историю рок-музыки и отравлял разум юного создания песнями Rolling Stones и Cream. Одновременно Костя слушал «своих», владевших тогда умами молодёжи, - «Воскресенье», «Скоморохов» с Градским, «Високосный год» и, конечно, раннюю «Машину времени». Священнодействовал, записывая и переписывая музыку: наше, зарубежное - всё подряд.
- После армии я познакомился с гитаристом Олегом Крупышевым (Крупой), он тогда пел какие-то дворовые песни. Мы вместе ходили в клуб «Резонанс» смотреть видеозапись Подольского фестиваля 87-го года. Потом решили и сами поиграть: создали рок-группу «Асфальтовая болезнь» с резкими текстами и явным вызовом. Я и сам пытался играть на барабанах, но быстро понял, что музыкант из меня – никакой, и решил просто помогать друзьям. А их, играющих и поющих, было множество. Тогда в городе были особо известны группы Инны Желанной, Эдика Вохмянина, Олега Гиндина. «Асфальтовую болезнь» приняли на ура. Играла она в подвале 436-го корпуса, иногда в «Эре», редко – в ДК. Подвал миэтовской общаги – это отдельная песня. В конце 80-х туда приезжали легенды – Гребенщиков (он выступал и в клубе МИЭТа), Цой, Янка Дягилева, Кинчев. Я вспоминаю это время с каким-то трепетом.

Рок-клубовский «начальник»
Дальнейшую историю деятельности Рожкова как «начальника» рок-клуба можно собрать в несколько фактов. Он был концертным директором группы «Куба» около 2 лет. множество раз устраивал концерты и других зеленоградских групп в городских клубах. В 1998-м Рожков с друзьями учредил ассоциацию рок-музыкантов города, впоследствии называемую зеленоградским рок-клубом. 26 групп, зарегистрировавшихся в клубе, начали гастролировать в Солнечногорске, Клину, Сходне, Менделеево и прочих близлежащих пунктах. В 1999 году при большой поддержке управы №1 (теперь Матушкино-Савёлки) состоялся второй Зеленоградский рок-фестиваль (уже 32-й группы). Фестиваль стал ежегодным и получил официальный статус городского. В феврале 2002 г. рок-клуб совместно с продюсерской компанией «Немоно» выпустил первый официальный сборник «Зеленоградский рок-прорыв 1», разошедшийся большим тиражом по всем регионам РФ. В 2003-м рок-фестиваль прошёл 5-й раз и представлял собой уникальный трёхдневный марафон («41» писала об этом действе подробно).

Кризис жанра
- Костя, а зачем вообще нужен рок-клуб? По-моему, «организовать» музыкантов этого жанра невозможно…
- Я организовываю не их, а для них… Рок-клуб нужен, чтобы помогать молодым группам, чтобы они общались друг с другом, чтобы хоть изредка играли концерты. Чтобы не пропали поодиночке.
- Как ты оцениваешь «рок молодых»?
- Увы… Те музыканты, что играли в «подвально-хозблочный» период, в 80-х, были намного интеллектуальнее, а их музыка – качественнее. Честно говоря, я иногда не знаю, о чём говорить с молодыми группами. Мы с ними разной крови… Мне кажется, рок-музыка переживает глубокий кризис, на сегодняшний момент она себя исчерпала. Но обязательно возродится в том или ином виде и качестве. А вот в каком – я представить не могу… А сейчас происходит передышка.
- Если хороших молодых групп совсем мало, зачем ты везёшь этот неподъёмный воз, я имею в виду организацию рок-фестивалей?
- Из любви к искусству. И кому-то же надо всё это делать…

Ю.Кравченко (Газета "41")

 

Сайт создан в системе uCoz